Уважаемый Прохожий! Насколько я могу понять логику доказательств Артема, вывод звучит примерно так: «не факт, что корова полетит, не факт что, корова не полетит, но вероятность это события бесконечно мала». Иными словами, вывод касается не способности летать, а конкретного события действительности – полетит или не полетит. Вряд ли вывод о вероятности касается самой возможности, т.к. мне не приходилось ни в работе Артема, ни где-либо еще встречать выражение «вероятность возможности события А». «Вероятность наступления события А» – да. Чтобы вычислить вероятность какого-либо события, необходимо считать, что оно возможно – согласитесь, глупо было бы вычислять вероятность невозможного. Таким образом, никто не доказывал, что корова неспособна летать или неспособна делать что-либо еще: если она таки не полетит, это еще не значит, что она вообще не может летать.
Далее: полет есть реальный предикат, мы знаем, что такое полет, т.к. он для нас уже существует – мы наблюдали, как летают другие существа и агрегаты. Это значит, во-первых, доказательство не могло касаться самого существования полета как свойства – оно касалось лишь вероятности обнаружения (осуществления) данного свойства у коровы. Во-вторых, оно не могло касаться всемогущества, т.к. данный предикат мы еще не наблюдали, т.е. еще ничего не знаем о его существовании. К тому же, чтобы проверить всемогущество способом Артема, необходимо было бы проводить бесконечную серию экспериментов, чтобы заставлять ее делать ВСЕ (летать, творить всякие чудеса и т.д.) – т.к. осуществление свойства всемогущества проявляется не в одном конкретном событии, а в осуществлении ВСЕХ событий (да и то, в лучшем случае вывод бы звучал так: «не факт, что корова всемогуща, не факт, что корова не всемогуща, однако вероятность того, что она всецело осуществит свое всемогущество, бесконечно мала»).
Кстати, именно это использовал Николай Кузанский для своего аргумента в пользу бытия Бога: мир как универсум всех событий есть действительность; заключая от действительности к возможности всех событий, мы приходим к понятию омнипотенциальности; эта омнипотенциальность, в которой все события существуют как возможности, сама по себе есть высшая действительность, Бог, для которого Кузанец ввел особую категорию – possest (бытие-возможность).
25 Ноября 2000 (11:16:27)
К списку