Любезный, уважаемый, наинаучнейший Маухуур! Уж и не знаю, каким словами, буквами, междометиями то ли в третий, то ли в четвертый раз объяснять Вам Вашу элементарную, грубую, нелепую ошибку.
Попробую на пальцах.
1. Предмет и знание о предмете – разные вещи.
2. Знание есть результат познания.
3. Эксперимент (хоть самый разобъективный) – один из способов познания.
4. Результат эксперимента = результат познания = знание о некоем предмете.
5. Вы утверждаете (с моих, кстати, слов), что объективная реальность – это совокупность всех возможных результатов экспериментирования.
6. То есть объективная реальность – это (наличное и возможное) знание о предмете. А я спрашивал? Правильно, о самом предмете, т.е. о том, чтО познается.
7. Вы утверждаете, будто то, что познано (объективная реальность), то и познается. То есть, что предмет и знание о предмете – одно и тоже.
8. Теперь см. п.1.
Недаром, вы говорите, что «знания мы будем называть фактами». Знание действительно факт, но факт познания, а не факт познаваемой реальности.
Кроме того, еще раз повторю, прежде чем судить, о каком именно предмете говорят полученные результаты познания, необходимо решить, на что это познание было направлено. Т.е. предметная сфера экспериментирования (реальность) должна быть определена ДО и НЕЗАВИСИМО от экспериментирования, а не ПОСЛЕ него.
Наконец, последнее: если объективная реальность есть лишь некая функция или результат познания, это значит, что она ЗАВИСИТ от познающего субъекта. Но зависимость от субъекта, пусть даже вооруженного экспериментальным методом, исключает объективность. В таком случае мы имеем дело с СУБЪЕКТИВНОЙ реальностью, которой вообще бы не существовало, если б люди однажды (совсем недавно) не додумались придумать экспериментальный метод.
При этом все равно остается вопрос: что (какую реальность) познавали люди до изобретения «объективного эксперимента»?
Надеюсь, Вы наконец поймете…
24 Ноября 2000 (11:30:34)
К списку