Мне все равно, что говорит некто, называющий себя христианином, но мне не все равно, чему внимают скептики на своем форуме. Поэтому обращу внимание единомышленников на некоторые важные факты, касающиеся высказываний заезжего проповедника.
1. Этот проповедник опять лжет (софистику насчет правды и истины даже рассматривать не стоит), будто православие, католицизм и протестантизм расходятся в догмате о Троице – в той его части, которая учит существе ее разделения на ипостаси. На самом деле в этом вопросе едины все христианские конфессии, кроме т.н. унитариев, причем последних именно в связи с этим часто ставят уже вне христианства. Догмат о Троице, собственно, – это и есть мнение христиан по данному поводу, поэтому если мнение означенного проповедника не совпадает с догматом в вопросе ипостасности, значит его принадлежность к христианству оказывается под большим вопросом.
2. Чтобы изучать трактор или крокодила, не нужно самому становиться трактором или крокодилом. Чтобы изучать христианство или саентологию, не нужно становиться христианином или саентологом, а необходимо и достаточно изучать христианские или саентологические тексты и беседовать с христианами или саентологами. Я делал и то, и другое, причем мне посчастливилось беседовать с действительно умными, культурными и просвещенными христианами, не идущими ни в какое сравнение с нынешним гастролером. Так что прошу тех скептиков, для кого важно определить свое отношение к христианству, не ассоциировать эту религию с деятельностью этого самозванного «апостола скептиков».
3. Христиане видят в Троице три ипостаси (букв. «сущности», «основания»), или три лица. С 6 в. эти термины употребляются как синонимы, и догматически обозначают, что каждое из лиц Троицы обладает самостоятельной личностью (собственно в богословском языке лицо и личность – одно и то же, за исключением савеллианской ереси, о которой уже говорилось) – отцовской, сыновней и свято-духовой. Это значит не то, что у каждой из них своя система ценностей (ведь и у разных личностей может быть одна и та же такая система), а что между ними возможен диалог как между равными друг другу существами, обладающими единством в непознаваемой глубине своей сущности. Эстетическое выражение такого диалога мы можем видеть на знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица».
Мне все равно, станет ли христианин скептиком или скептик христианином. Но ложь вызывает у меня неизменное отвращение в любом случае. На ее фоне меркнет даже дремучее хамство нынешнего гастролера.
05 Сентября 2000 (00:57:35)